Эмоциональный интеллект: как он помогает в жизни (в том числе интеллектуальной)
Быть отличником в школе, закончить вуз, а потом всю жизнь пожинать плоды — эта схема устарела. Учиться приходится всю жизнь. А работодатели все реже смотрят на «корочки» и регалии и все чаще обращают внимание на простые на первый взгляд навыки: умение работать в команде, ладить с окружающими и понимать чувства — как свои, так и чужие. Что же делать? Как ухватить удачу за хвост? Все просто: надо повышать эмоциональный интеллект (ЭИ), который, в отличие от общего, можно развить в любом возрасте.
Послушать пост:
В первой статье из серии об эмоциональном интеллекте мы рассказывали о том, что такое эмоциональный интеллект (ЭИ), для чего он нужен и из каких компонентов состоит. В этой статье рассмотрим преимущества людей с развитым ЭИ, поговорим о связи эмоционального интеллекта и когнитивных способностей и значимости ЭИ в разных сферах жизни.
Преимущества людей с высоким ЭИ
Джон Майер из Нью-Гемпширского университета утверждает, что у людей с высоким ЭИ есть определенные свойства, которые они с легкостью превращают в конкурентные преимущества:
- Эффективно решают проблемы, связанные с эмоциями.
- Более точно распознают эмоции по выражению лица и строят общение с учетом эмоционального состояния собеседника.
- Осознают, что определенные эмоциональные состояния связаны со специфическими видами мышления, и используют это знание. Например, печальное настроение способствует аналитическому мышлению, поэтому они могут сознательно прибегать к анализу, пребывая в таком настроении.
- Имеют представление о главных факторах эмоций и представляют, с чем они ассоциируются: например, они могут понимать, что сердитые люди потенциально опасны. Нередко умение «читать» эмоции помогает избежать опасности или использовать ситуацию во благо себе и окружающим.
- Умеют контролировать свои эмоции и управлять эмоциями окружающих.
- Осознают социальный аспект эмоций. Например, понимают, что счастливые люди охотнее посещают общественные мероприятия по сравнению с грустными или испытывающими страх.
- Понимают, как развиваются эмоции, и могут прогнозировать ситуацию.
Датский психотерапевт Илсе Санд уверена, что чем лучше мы разбираемся в чувствах (прежде всего — собственных), тем проще нам принимать решение о том, как реагировать на то или иное событие. Она советует внимательно прислушиваться к своим чувствам. Если не можете определить, что вы чувствуете в данный момент, проведите краткий анализ базовых чувств (счастье, грусть, страх / тревога и злость):
- Я на что-то злюсь?
- Меня что-то расстроило?
- Возможно, я испуган?
- Может быть, я испытываю едва уловимое счастье?
Эмоциональный интеллект и мозг: есть ли связь
В прошлом считалось, что когнитивные и эмоциональные процессы существуют обособленно. Однако данные исследования, проведенного в 2014 году профессором нейробиологии Иллинойского университета Ароном Барби, доказывают, что эмоциональный и психометрический (то есть общий) интеллект регулируются одной и той же нервной системой, а следовательно, подразумевают интеграцию когнитивных, социальных и эмоциональных процессов. Целью исследований Барби были поиски нейробиологической основы ЭИ, в них участвовали 152 испытуемых с очаговыми повреждениями мозга.
Исследование выявило, что многие участки мозга важны как для общего интеллекта, так и для эмоционального. В серии тестов исследователи измеряли показатели испытуемых в следующих областях:
- ЭИ исследовали с помощью теста MSCEIT Майера, Саловея и Карузо — о нем мы расскажем в следующей статье из серии об ЭИ.
- Общий интеллект изучали посредством шкалы измерения интеллекта Векслера, которая включает вербальную (в ней 6 тестов) и невербальную части (5 тестов).
- Особенности личности изучали с помощью NEO-PIR — теста, который исследует пять основных черт характера человека: экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту.
Всем участникам исследования сделали компьютерную томографию и составили «3D-карты» коры головного мозга.
В ходе исследования Барби сделал революционные выводы: «Интеллект в большей степени действительно зависит от базовых когнитивных способностей, таких как удержание внимания, восприятие, память и язык. Но он также зависит и от взаимодействия с другими людьми. В основе своей мы существа социальные, и наше понимание как таковое подразумевает не только базовые когнитивные способности, но и умение применять эти способности в социальных ситуациях,ориентироваться в социальном мире и понимать других».
Эмоциональный интеллект в разных сферах жизни
В последние десятилетия проводились многочисленные исследования в области ЭИ. Они доказали значимость ЭИ в разных областях жизни.
Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2.0», отмечает, что на долю ЭИ приходится 58% успеха во всех видах деятельности. Кроме того, между уровнем EQ (эмоционального коэффициента) и уровнем доходов существует прямая связь.
ЭИ в сфере образования
В исследовании 2004 года Джон Майер с коллегами изучали соотношение между ЭИ и успеваемостью или умением решать проблемы и обнаружили, что он способствует хорошей учебе.
В начале исследования корреляция между ЭИ и общим интеллектом была незначительной. Однако, когда исследование сосредоточилось на связанных с эмоциями задачах, которые должны были выполнять 90 студентов, изучающих психологию, было обнаружено положительное отношение между «переживанием эмоций», с одной стороны, и средним баллом успеваемости и годом обучения студента в этой программе, с другой.
ЭИ и девиантное/проблемное поведение
Исследование Саловея, Майера и Карузо 2004 года показало, что при соотнесении интеллекта и различных черт личности наблюдается обратно пропорциональное соотношение между высоким ЭИ и буллингом, агрессивным поведением, курением, употреблением наркотиков.
Изучение поведения 59 участников программы по профилактике насилия показало, что адекватное восприятие эмоций обратно пропорционально психологической агрессии (выражающейся в оскорблениях и эмоциональном давлении).
ЭИ и развитие ребенка
Все чаще исследования ЭИ проводятся среди детей и подростков. Они демонстрируют связь ЭИ с социализацией и успеваемостью среди детей. В продольном исследовании детей от трех до четырех лет в 2013 году Сьюзан Денхэм с коллегами оценивали умение детей контролировать и распознавать эмоции.
Ученые обнаружили связь между более высоким уровнем контроля и узнавания эмоций и развитыми социальными навыками в возрасте от трех до четырех лет и в последующие годы.
ЭИ и отношение других людей
Майер отмечает, что высокий уровень ЭИ связан с более положительным восприятием человека, обладающего им, другими людьми.
ЭИ и благополучие
Майер выявил корреляцию между ЭИ и удовлетворением от жизни и самооценкой. Кроме того, высокий ЭИ связан с более низким уровнем депрессии.
ЭИ и социальное поведение
Исследования Майера, Саловея и Карузо в 2014 году показали, что умение контролировать эмоции часто определяет качество взаимодействия с окружающими. Также оказалось, что люди с высоким уровнем ЭИ пользуются большим уважением и популярностью у лиц противоположного пола. Ученые пришли к выводу, что умение контролировать эмоции позволяет спрогнозировать социальную чувствительность и качество взаимодействия с другими людьми.
ЭИ и лидерство/организационное поведение
ЭИ положительно влияет на отношения с клиентами — следует из исследования Майера с коллегами 2004 года. К тому же люди с высоким уровнем ЭИ высказывают более качественные предложения о развитии компании.
Вместо заключения
ЭИ влияет на все, что мы говорим или делаем, поэтому даже небольшие усилия, потраченные на его развитие, способны привести к значимым позитивным изменениям в жизни. О том, как измерить и развить эмоциональный интеллект, читайте в заключительной статье из серии об эмоциональном интеллекте в нашем блоге. Следите за обновлениями!