6 заблуждений, мешающих нам учиться и развиваться

Что мешает учиться взрослому человеку? Казалось бы, нет никаких внешних препятствий. Наконец пришло время, когда можно получать знания, умения и навыки, в которых действительно нуждаешься и от которых получаешь удовольствие. Но есть еще и внутренние препятствия — заблуждения и мифы, которые тормозят любые инициативы научиться чему-то новому или делают этот процесс максимально неэффективным. Знакомы ли вам какие-то из них?

1. Учиться — это запоминать факты

К сожалению, такое мнение популярно даже среди школьных учителей и университетских преподавателей. Но усвоение одних лишь фактов мало помогает стать умнее и образованнее, считает Ник Шеклтон-Джонс — специалист по обучению персонала и HR-директор крупнейшей консалтинговой компании Deloitte.

Бессистемное запоминание информации вряд ли можно считать обучением в полном смысле этого слова. К моменту совершеннолетия многие из нас накапливают в памяти предостаточно знаний, но по-прежнему мало что понимают. В действительности же обучение — это способность почувствовать нечто важное для себя и под влиянием этого начинать что-то делать иначе, чувствуя внутреннюю потребность. Не обязательно создавать в своей голове аналог «Википедии», чтобы освоить новый навык и получить от этого удовольствие.

📚 Как люди учатся. Проектирование образования и тренингов, повышающих эффективность // Ник Шеклтон-Джонс

2. Ранняя и узкая специализация — ключ к успеху

Многие привыкли считать, что хорошим специалистом можно стать только в какой-то конкретной сфере деятельности. Поэтому определить свою будущую специализацию и начинать ее осваивать следует как можно раньше. Отсюда — популярность программ ранней профориентации и профильного обучения прямо со школьной скамьи. А те, кто подумывает о смене сферы деятельности, будучи взрослым, полагают, что время упущено и настоящим профессионалом в новой специальности стать уже не получится.

Дэвид Эпштейн, американский писатель, журналист и автор нескольких бестселлеров, опровергает устоявшийся миф о необходимости ранней специализации. По мере развития технологий и расширения числа междисциплинарных задач миру все больше нужны люди, которые умеют менять ракурс, управлять информацией и применять ее нестандартными способами. А для этого нужен широкий кругозор, креативность и опыт работы в самых разных сферах деятельности.

📚 Диапазон. Как универсалы выигрывают в специализированном мире // Дэвид Эпштейн

3. Я уже достаточно знаю. Зачем мне учиться?

Традиционно под интеллектом понимается способность к обучению и освоению нового опыта. Но в наш век информационной нестабильности, молниеносных перемен и научных опровержений «незыблемых» истин интеллект — это еще и умение подвергать сомнению собственную компетентность. Так считает Адам Грант — преподаватель психологии Уортонской школы бизнеса, эксперт Google, NBA и Bridgewater.

Чрезмерная уверенность в собственной компетентности может сыграть с нами злую шутку — мы будем обращать внимание только на ту информацию, которая соответствует нашей субъективной картине мира, и игнорировать все, что ей противоречит. В результате мы оказываемся в «когнитивной петле» — продолжаем регулярно убеждаться в собственной правоте, не допуская в сознание ничего, что может пошатнуть нашу самооценку и привычные взгляды.

📚 Подумайте еще раз. Сила знания о незнании // Адам Грант

4. «Потолок» нашего интеллекта дан с рождения, и его не изменить

Примерно до 2008 года считалось, что интеллект задан при рождении, поэтому наш IQ — это незыблемая величина. Однако новейшие исследования, пишет Дэн Херли — журналист, корреспондент The New York Times и The Washington Post, свидетельствуют об обратном.

Речь идет о так называемом подвижном интеллекте — умении выявлять закономерности и решать новые задачи. Этот тип интеллекта лишь наполовину определяется наследственностью. При этом огромную роль играет воспитание и окружающая среда — благоприятные условия и приложенные усилия помогают человеку преодолеть ограничения врожденного интеллекта. С Дэном Херли соглашается эксперт по развитию памяти и когнитивных функций Джим Квик, который считает, что остроту ума можно тренировать и развивать, как мышцы тела.

📚 Стань умнее. Развитие мозга на практике // Дэн Херли

📚 Без границ. Как прокачать мозг, научиться лучше учиться и раскрыть свой истинный потенциал // Джим Квик

5. Менять привычки, будучи взрослым, слишком сложно

Да, изменить устоявшиеся привычки сложнее, чем учиться чему-то новому, потому что под них уже созданы прочные нейронные связи. Но это не означает, что мы не в силах изменить некоторые шаблоны нашего поведения, особенно если они неэффективны или вредны.

Авторы книги «Шесть дисциплин прорывного обучения. Как превратить обучение и развитие в бизнес-результаты» считают, что результатом любого обучения должны стать изменения в поведении, а не объем накопленной информации. Начинать менять свои привычки надо с вопроса: «Готов ли я приложить усилия, чтобы делать что-то иначе?»

Би Джей Фогг — исследователь поведения, основатель лаборатории поведенческого дизайна при Стэнфордском университете — предостерегает, что не нужно пытаться одним махом перестроить поведение и изменить привычки. Добиться серьезных перемен можно, начиная с мелочей и двигаясь маленькими шажками, формируя небольшие привычки, которые легко вписываются в рутину и доставляют удовольствие.

📚 Шесть дисциплин прорывного обучения. Как превратить обучение и развитие в бизнес-результаты // Рой Поллок, Эндрю Джефферсон Кэлхун Уик

📚 Нанопривычки. Маленькие шаги, которые приведут к большим изменениям // Би Джей Фогг

6. В пожилом возрасте мозг неспособен учиться новому

Наибольшей пластичностью мозг обладает в детстве и юности, но это вовсе не означает, что после 40 или 50 лет он теряет способность к обучению. Новейшие открытия нейрофизиологов доказали, что мозг может меняться в течение всей жизни и даже восстанавливаться после инсульта или серьезных травм, — рассказывает Норман Дойдж, психиатр, научный сотрудник Колумбийского университета в Нью-Йорке и факультета психиатрии Университета Торонто, автор книг о нейрофизиологии и известный популяризатор науки. А связь между пластичностью мозга и обучением на самом деле двусторонняя.

С одной стороны, обучение помогает мозгу сохранять себя в форме и создавать новые нейронные связи. С другой стороны, благодаря этому мозг развивается и становится способен продолжать учиться новому.

📚 Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга // Норман Дойдж

💡 Хотите узнать больше о том, как преодолеть эти заблуждения и начать учиться с удовольствием? Подпишитесь на Smart Reading и читайте саммари максимально полезных книг по саморазвитию.

Читать также
Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help-desk@smartreading.ru