Три ментальные ошибки, которые обходятся дороже всего

Легендарный инвестор Уоррен Баффет сказал о себе и своем бизнес-партнере Чарли Мангере: «Мы не учились решать сложные экономические проблемы. Мы научились их избегать». Золотые слова! Проблемы на жизненном пути часто порождены ошибками нашего мышления. Сегодня расскажем про три самые дорогостоящие — и про то, как их избегать.

Почему надо убить своих любимцев (предвзятость подтверждения)

Звучит жутковато, причем совет дан писателем (но не Стивеном Кингом). Британский сочинитель и критик Артур Квиллер-Коуч (1863–1944) как-то заметил, что у его коллег есть досадная привычка вновь и вновь повторять в своих текстах полюбившиеся, но неуместные фразочки, словечки, идиомы. Авторы выдавали это за неповторимость стиля, однако читатели зевали.

Чего не хватало таким писателям? Взгляда со стороны. Они слишком свыклись со своей манерой письма. Конечно, этому подвержены не только писатели. Один из главных экспертов в сфере принятия решений (что подтверждено Нобелевской премией) Даниэль Канеман называет предвзятость подтверждения матерью всех ментальных ошибок.

Мы выбираем очередную диету, и она кажется лучшим решением, хотя вес не снижается. Корпорация утверждает стратегию развития, а когда что-то идет не так, это списывается на случайность. Само собой, такой ход мысли не помогает привести дела в порядок...

В чем вы уверены на 100%, никому не позволите себя переубедить? А теперь представьте человека, который думает прямо противоположным образом. Да, такая точка зрения существует, и, если не иметь ее в виду, однажды это обернется проблемой.

Почему важно подождать еще немного (гиперболическое обесценивание)

Проведем мысленный эксперимент. Некто предлагает вам деньги совершенно безвозмездно, но с условием: получить через год $1000 или получить $1100 через 13 месяцев. Большинству второй вариант вполне по душе: разве тут есть какой-то подвох?

Тогда еще одно предложение: вы выбираете $1000 прямо сейчас или $1100 через месяц? Почти все соблазняются $1000 прямо сейчас. А между тем ради прибавки тоже нужно подождать лишь месяц...

Психологи называют это гиперболическим обесцениванием. Чем ближе награда, тем меньше мы готовы терпеть. Именно поэтому контент соцсетей так соблазнителен, хотя часто дает взамен немного. И именно поэтому кредиты так популярны, особенно микрозаймы. Вот почему самые умные финансисты всячески предостерегают от долгов и настаивают на длинных сроках инвестирования.

Почему важно уходить с плохого фильма (ловушка невозвратных потерь)

Дуайт Эйзенхауэр — один из самых известных в мире и уважаемых в своей стране президентов. Герой Второй мировой войны, руководил высадкой войск в Нормандии... но, что важнее, Эйзенхауэр умел управлять не только другими, но и собой. В 1949 году он отдал себе строгий приказ, который был выполнен. Эйзенхауэр бросил курить.

Это всегда дается непросто — особенно если куришь 38 лет из 58, как Эйзенхауэр. Но он бросил в один момент, сразу и навсегда. Президент понимал: не имеет значения, сколько времени потрачено на привычку. Не допустить новых потерь — вот что важно.

Эту историю рассказывает в своей книге о добродетелях стоиков Райан Холидей. Однако предупреждение про ловушку невозвратных потерь (а речь именно о ней) встречается едва ли не в каждой второй книге про образ мышления и принятие решений.

И в знаменитой книге Грега Маккеона про эссенциализм — искусство простоты.

И в проницательной книге Моргана Хаузела о психологии денег.

И в легендарной книге Макса Базермана об искусстве управленческих решений.

На почетном месте она и в коллекциях выдающихся собирателей ментальных ошибок Рольфа Добелли и Габриэля Вайнберга.

И это неслучайно. Мы любим вспоминать прошлое и не очень верим уговорам о том, что оно прошло. И поэтому продолжаем за него платить:

  • не уходя со скучного фильма, потому что купили билет;
  • дочитывая скучную книгу, потому что уже потратили на нее время;
  • оставаясь в токсичных отношениях, потому что на них ушли годы.

Все это не только большие, но и совершенно необоснованные траты. Ценнее то, что впереди.

Читать также
Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help-desk@smartreading.ru