Почему люди ведут себя странно: отрывок из саммари «Фрикономика»

Представьте обычшую американскую семью Хэммондов. У них есть семилетняя дочка Шейла, а по соседству с Хэммондами живут две ее лучшие подруги — Эми и Сара. Родители Шейлы знают, что в доме родителей Эми хранится оружие и потому отпускают туда дочь крайне неохотно. На заднем дворе дома Сары есть плавательный бассейн, но Хэммонды относятся к этому спокойно и отпускают туда свою дочь со спокойной душой. И зря. Почему? Читайте «Фрикономику».

Для начала предлагаем прочитать фрагмент нового саммари «Фрикономика. Экономист-хулиган и журналист-сорвиголова исследуют скрытые причины всего на свете».


Послушать пост:


Бублики и честность

Как часто мы способны идти на обман? И когда наиболее к нему склонны? Это знает Пол Фельдман, продавец бубликов.

Фельдман работал начальником исследовательской группы ВМФ США, занимавшейся расчетом расходов на вооружение. У Фельдмана была традиция: поощряя сотрудников за хорошо сделанную работу, он приносил в офис бублики и масло. Потом решил оставлять рядом с угощением коробку для мелочи, на которой была написана рекомендованная цена за бублик. Всякий раз Фельдману удавалось собирать примерно 95% суммы. Недоплату он по доброте душевной списывал на рассеянность сотрудников (может, кто-то взял бублик и не заметил коробки?).

Оставив ВМФ, Фельдман решил попробовать себя в бизнесе. Он... продолжил продавать бублики разным компаниям по придуманной схеме. Утром он оставлял в офисах бублики и коробку, а вечером забирал выручку. Учет доходов и расходов велся по каждому офису. Если возврат денег составлял 95%, фирма считалась честной. Если ниже 80%, Фельдман переставал иметь с ней дело.

Бизнесмен заметил несколько любопытных особенностей:

  • Люди, которые не платили за бублики, тем не менее никогда не покушались на ящик с деньгами (видимо, кражу денег они считали очевидным преступлением, а кражу бублика — чем-то более безобидным).
  • В маленьких компаниях платили чаще, чем в больших (в коллективах, где все друг друга знают, сильнее чувство стыда — социальный стимул).
  • После 11 сентября 2001 года оплата бубликов выросла на 2% (перед лицом катастрофы люди стали ответственнее).
  • В рождественскую неделю оплата падала на 2% (как и в День благодарения, а еще в течение нескольких дней до и после 15 апреля — дня подачи налоговой декларации). Однако кражи не росли в те недели, на которые приходились День независимости, День труда и День Колумба. Эти праздники, предположил Фельдман, воспринимаются как нечто большее, чем просто выходной, вызывая в душах сотрудников высокие благородные чувства.
  • В хорошую погоду люди платили за бублики охотнее, чем в дождливые дни.

Еще Фельдман уверен, что сотрудники крадут меньше, когда им нравится их работа, а сотрудники, занимающие более высокие посты, обманывают чаще.

Наша честность сильно зависит от обстоятельств, и это настораживает. Но не забудем, что бизнес Фельдмана не был убыточным: большинство сотрудников большинства компаний платило за бублики. На честность можно делать ставку.

Понравилась история? Их много в саммари «Фрикономика. Экономист-хулиган и журналист-сорвиголова исследуют скрытые причины всего на свете». Прочитайте его. После этого ваш взгляд на мир точно не останется прежним!

Читать также
Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help-desk@smartreading.ru