Людмила Петрановская. Почему дети учатся (и почему — нет)

Начался учебный год. Проконтролировать, заставить, помочь, обеспечить логистику и даже сделать за уставшего ребенка домашнее задание — далеко не полный список забот сегодняшних родителей. Стоит ли активно вовлекаться в школьную жизнь ребенка? Действительно ли родительская помощь с учебой — благо? Что делать, если ребенок отказывается учиться или учится спустя рукава? Психолог Людмила Петрановская ответила на родительские вопросы о школе на вебинаре перед новым учебным годом. Делимся основными идеями!


Послушать пост:


Людмила Петрановская — семейный психолог, основатель Института развития семейного устройства (ИРСУ), автор книг «Если с ребенком трудно. Что делать, если больше нет сил терпеть?», «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», «Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье».

Как привить ребенку дисциплину и любовь к учебе?

Нет универсальных волшебных слов, услышав которые ребенок станет мотивированным и ответственным учеником, полюбит учебу и перестанет задавать дурацкие вопросы вроде: зачем мне нужна эта школа?

Как сделать так, чтобы ребенку было интересно в школе?

Никак. Нас, родителей, там нет. Не мы определяем, что там происходит и каким будет учебный процесс. Если мы будем ставить задачу, как сделать интересно там, где ни на что не можем повлиять, мы лишь будем чувствовать себя несправившимися, плохими родителями.

Ребенку скучно не просто так. Есть объективно существующий кризис системы образования. Это глобальный кризис. 30–50 лет назад образование было мощным социальным лифтом. Можно было вырваться из нищеты, из захолустья в комфортную, интересную жизнь в городе. Сегодня ни школьное, ни даже высшее образование не гарантирует успешности. 

В ЕС распространенность высшего образования обратно пропорциональна успешности молодежи. В Швейцарии самый низкий процент людей с высшим образованием, самый низкий уровень безработицы и один из самых высоких уровней дохода у людей до 30 лет. В Греции, напротив, более 50% людей получают дипломы. При этом уровень безработицы среди молодежи высок, а доходы невелики.

Есть ли альтернатива школьному обучению?

В большинстве случаев альтернативы нет. Есть хорошие школы, но они доступны немногим. Семейное обучение требует значимых ресурсов — временных, финансовых, организационных. Мало кто готов взять на себя полную ответственность по образованию ребенка. Далеко не каждый старшеклассник способен учиться самостоятельно. Но ребенку надо получать образование здесь и сейчас. Поэтому лучшее, что может сделать родитель, — помочь ребенку относиться к школе спокойно: не с позиции жертвы или борца с системой, но и без тотального конформизма.

Нужно ли помогать ребенку с уроками?

Мы, взрослые, сами создаем условия, в которых ребенок не хочет самостоятельно учиться. Учителя пишут домашние задания в родительский чат, не пытаясь ничего донести до детей. Во многих семьях родители полностью взяли на себя ответственность за обучение детей. Мы даем детям понять, что учимся в школе мы, что нам важно, чтобы уроки были хорошо сделаны.

Размышляя над тем, стоит нам делать уроки с детьми или нет, важно честно ответить себе на вопрос: для чего делать уроки с ребенком? Если ответ — чтобы уроки были хорошо сделаны, то мы учимся за него. Ребенок для нас — только средство и инструмент достижения нашей цели.  Если мы действительно хотим помочь ребенку, мы должны сфокусироваться не на оценках или красиво написанных буквах, а на потребностях конкретного ребенка в настоящий момент: кому-то надо лишний раз напомнить, с кем-то посидеть рядом, потому что ему грустно одному, кому-то надо медленно объяснить новую тему, потому что он отвлекался в классе, а кому-то просто не мешать.

Чему родители должны учить ребенка?

Современные люди учатся всю жизнь. Поэтому важнее научить ребенка не решать примеры или красиво писать (это совсем несложно), а показать, как эффективно учиться, организовывать свое время и деятельность, отделять главное от второстепенного. Так ребенок поймет, что для нас важен он, а не оценки или похвала учителя.

Важно поддерживать интересы ребенка, потому что во внеучебной деятельности он максимально раскрывается. Говорит, что будет тиктокером? Прекрасно! Он научится навыкам копирайтинга, монтажа видео, организации контента и сделает свой — настоящий — проект! 

Материалы предоставлены проектом Family Tree

Фото с сайта http://petranovskaya.ru/ 

Читать также
Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help-desk@smartreading.ru