Как подготовить подростка к жизни: 11 важных навыков
Все мы ходили в школу. Учили таблицу умножения и формулы кислот, запоминали даты исторических событий и разбирались, как устроены членистоногие и земноводные. Но самые важные знания — о том, как устроена жизнь, — мы получали самостоятельно.
У современных подростков почти та же школьная программа, но еще более сложные условия взросления. Они живут в цифровую эпоху, когда информация стремительно устаревает, а виртуальная реальность порой более реальна, чем физический мир.
Послушать пост:
Чего родителям и детям не хватает в школе?
Мы спросили у наших подписчиков — родителей подростков в соцсетях: «Чего вам и вашим детям не хватает в школе?»
Борис, папа Дениса (13 лет): «Детей не учат общаться, строить карьеру, делать выбор. Дают только стандартный набор знаний».
Андрей, папа Ани (13 лет): «В 18 лет из школы выходит человек, переполненный разнообразной и на 99% ненужной информацией, но совершенно не приспособленный к жизни. Формально он взрослый, но по сути наивен, как младенец. Не умеет зарабатывать, полноценно себя обслуживать и просто жить самостоятельно».
Алексей, папа Дарьи (17 лет): «Можно дикое количество уроков физкультуры разделить на разные направления: физкультура, танцы, фитнес, гимнастика — и разделить уже мальчиков и девочек, особенно старшие классы. Убрать рисование, музыку и труд из средней школы и заменить их факультативами. Девочки, наконец, перестанут сидеть на лавочке (как обычно). Танцы формируют модель поведения между мужчиной и женщиной, развивают чувство ритма, пластику, и, наконец, ребята смогут станцевать свой вальс на выпускном».
Ольга, мама Артема (10 лет): «Нужно рассказывать о взаимоотношениях между людьми. О личных границах, об эмпатии, о понимании, что люди разные. О безопасности в интернете и в жизни. Объяснять взрослеющим детям, что происходит с их телом, что нормально и что нет. Учить управлять своим временем так, чтобы все успевать. И давать какие-то доступные детям техники личностного роста. Чтобы учились и понимали, что все можно изменить и начинать нужно с себя».
Ольга, мама Вовы (11 лет): «Культура поведения и прочие моменты идут из семьи, но знания по психологии были бы детям полезны. Так же, как и основы финансов, экономики и права — чтобы как минимум понимали, что написано мелким шрифтом в ипотечном договоре».
Евгения, мама Алисы (16 лет): «Не хватает предмета о семейных отношениях».
Лейла, мама Льва (14 лет): «Нужно учить личным финансам».
Книга для подростков от Smart Reading
Недавно издательство Smart Reading выпустило книгу «Чему не учат в школе». В ней отражены темы, о которых говорили родители подростков, — коротко, в понятном формате инфографики, чтобы подростки не заскучали. Книга о принципах, призвании, счастье, здоровье, привычках, друзьях, эмоциях стала бестселлером.
Отзывы и письма с благодарностью от подростков и их родителей вдохновили нас на продолжение — тренинг по саморазвитию для подростков: «Мечтай, планируй, достигай». Это путеводитель подростка по самому себе. Он помогает искать и находить ответы на вопросы, которые не обсуждают в школе. В нем нет готовых решений, но есть ориентиры — в каком направлении двигаться, где искать ответы, как учиться понимать себя и других.
Эта книга для практической работы, в которую входит более 80 игр, заданий, упражнений для саморефлексии и развития мягких навыков (англ. soft skills) — универсальных надпрофессиональных навыков, которые помогают взаимодействовать с людьми и решать разнообразные задачи. Она о мечтах, планировании, достижении целей. В книге 11 глав, каждая из которых помогает подростку разобраться в одной из важных сфер жизни, освоить 11 важных навыков.
- Принципы. Каким ты хочешь видеть мир и себя? Что для тебя важно? Как принимать решения? Как поступать правильно в запутанных ситуациях? Могут ли принципы меняться?
- Самооценка. Каким ты себя ощущаешь: ценным, хорошим или малозаметным и не стоящим внимания? Что делать с чужим мнением? Как поступать со своими недостатками?
- Призвание. Есть ли у тебя любимое дело? Как найти призвание? Правда ли, что призвание — это всегда что-то одно? Так ли важен талант? Где найти поддержку?
- Цели. Чего ты хочешь? Чем отличается мечта от цели? Как поставить цель? Как сделать цель достижимой? Как не сбиться с пути по дороге к ней?
- Талант. Правда ли, что все зависит от способностей? Может ли наскучить любимое занятие? Как поддержать интерес к делу? Как быть, если все надоело?
- Сила воли. Почему мы не всегда проявляем волю? Как ее «накачать» и не перетрудиться? Как работает способ отложенного удовольствия? Чем нам могут помочь привычки?
- Образование. Почему нам бывает скучно учиться? Как сделать интереснее даже нелюбимые предметы? От чего зависит успех в учебе? Нужно ли выбирать одну профессию на всю жизнь?
- Планы. Почему нам бывает трудно все успеть? Как сделать, чтобы дела не копились? Что делать сначала: важное или срочное? Как научиться управлять своим временем?
- Сосредоточенность. Почему нам бывает трудно не отвлекаться? Многозадачность — это хорошо или плохо? Как устроено внимание и как его «подзарядить»?
- Гаджеты. Какие выгоды мы получаем от гаджетов? Почему от «Фейсбука» так трудно оторваться? Нужно ли выключать телефон и когда? Сколько лайков надо для счастья?
- Деньги. Зачем тебе деньги? Как тратить разумно? Как сделать, чтобы денег хватало? Как планировать расходы и не совершать покупок, о которых жалеешь?
Книга «Тренинг по саморазвитию для подростков # 1. Мечтай, планируй, достигай» уже вышла из печати и поступила в продажу на «Озон». Скоро выйдут еще две книги: об эмоциях и общении и о привычках и мышлении — не пропустите!