Как добиться успеха: что важно знать подростку

Что такое успех для нового поколения? Какие навыки необходимы для его достижения? Как их развить? Обо всем этом и не только рассказала руководитель проекта «Чему не учат в школе» Юлия Адамович в интервью на радио «Маяк». Мы публикуем текст интервью. Рекомендуем читать не только подросткам, но и их родителям, а также будущим родителям подростков.

Книга «Чему не учат в школе» и тренинг по саморазвитию для подростков «Мечтай, планируй, достигай» (издательство Smart Reading)


Послушать пост:


Денис Николаев: Доброе утро. Шоу «Хочу все знать» продолжает работу. У нас на очереди «Обществознание». Будем выяснять, какие умения и навыки следует развивать в себе, чтобы добиться успеха. У нас на связи Юлия Адамович, руководитель проекта «Чему не учат в школе». Юлия, здравствуйте. Доброе утро.

Юлия Адамович: Привет! Доброе утро!

Секрет успеха

Д.Н.: Все хотят быть успешными. Что нам для этого надо делать?

Ю.А.: Сначала понять, что такое успех конкретно для вас. Сейчас такая ситуация: мир быстро меняется. Старые определения успеха уже не подходят, по крайней мере, для нового поколения, и даже для нас с тобой. Раньше считалось, что успех — это деньги, машина, статус, но это не совсем то, к чему я хочу стремиться. Думаю, что наши дети тоже не готовы будут к этому стремиться. Поэтому самое главное — понять, что такое успех.

Понимание себя

Д.Н.: Вообще, определиться с целями в жизни — это хорошо.

Ю.А.: Да, это хорошо, и отсюда вытекает, как мне кажется, главный навык, который стоит развивать у себя в любом возрасте, но начать, естественно, было бы здорово с детства. Это понимание себя: чего я хочу, кто я в этом мире, что я люблю, что я чувствую, что для меня важно? У нас очень много внутри зашито: это и принципы, и ценности, и эмоции, и, по сути, весь мир. После того как мы научаемся понимать себя, становится проще принимать правильные решения — правильные с точки зрения каждой конкретной истории.

Д.Н.: Но мне кажется, надо сразу предупредить, что процесс понимания себя — это, в принципе, процесс, в котором надо жить всю жизнь. Потому что чем старше я становлюсь, тем больше понимаю себя, и это бесконечный процесс. Часть пути к успеху — это необходимость постоянно задавать себе вопрос:«Чего я на самом деле хочу, что мне нравится. И ничего страшного, если цели меняются.

Ю.А.: Абсолютно. Потому что мы все развиваемся. Мы не высечены в граните, не отлиты в металле. Потому что появляется новый опыт, который мы интерпретируем так или иначе, мы узнаем что-то про себя и про мир. Естественно, это постоянный процесс. Главное — его начать. Начать как можно раньше.

Самоорганизация и планирование

Д.Н.: Так, это мы записали. Но это все-таки общие слова: определись, куда ты хочешь прийти, дорога в тысячу лье начинается с первого шага... Это все понятно. Но наверняка есть какие-то умения и навыки, которые пригодятся на любом пути.

Раздел об эффективном планировании из тренинга по саморазвитию для подростков «Мечтай, планируй, достигай» (издательство Smart Reading)

Ю.А.: Да, безусловно. Если посмотреть какие-то достаточно прикладные вещи, это навык самоорганизации и планирования. Сейчас вокруг столько всего: информации, людей, с которыми можно пообщаться, дел, которые можно поделать, попробовать, мест, куда можно пойти. Важно попытаться это все уложить грамотно, не бросаться сразу во все стороны.  При этом у ребенка, да и у взрослого тоже, есть очень много вещей, которые он должен делать так или иначе, независимо от того, очень ему это нравится или не очень. В детском возрасте это школа, во взрослом возрасте это работа.

Сила воли

Ю.А.: Еще один важный навык — это сила воли, умение договариваться с собой, брать ответственность за какие-то задачи.

Д.Н.: Чем старше ты становишься, тем меньше тебя пинают. Если в школу тебя поднимают, наряжают, дают в руки рюкзак и тащат тебя туда или везут — сейчас многих возят, — то чем старше становишься, тем больше приходится самому себя вытаскивать из кровати, одевать и вести на работу.

Критическое мышление, умение работать с информацией

Ю.А.: Главное — себе отвечать на вопрос: «Зачем я это делаю?» Мы попадаем в такой мир, где все материально. Нужны деньги, для денег нужно работать. И хорошо бы еще при этом быть счастливым. Очень много времени мы проводим на работе, и если она очень тебя расстраивает, то это восемь-десять часов каждый день. Опять-таки мы возвращаемся к вопросу: «Что мне нравится, а что нет и что я с этим должен делать?»

Еще по поводу важных навыков. Я бы обратила внимание на умение работать с информацией и на критическое мышление, потому что мы живем в эпоху, когда можно нарисовать и написать все что угодно. И нужно как можно раньше научить ребенка задавать вопрос: «А это точно так?»

«Общение» с гаджетами

Ю.А.: И про обращение с техникой. Гаджеты настолько плотно вошли в нашу жизнь, что привыкнуть к ним, залипнуть в телефон, в соцсети, в какие-то видосики на YouTube, те же картиночки и потратить свое время впустую — в общем подсесть на этот быстрый дофамин — тоже очень просто. Здесь очень важно быть четким, хорошо собой управлять и контролировать себя.

Раздел о том, как разумно взаимодействовать с гаджетами, из тренинга по саморазвитию для подростков «Мечтай, планируй, достигай» (издательство Smart Reading)

Д.Н.: Ну а какие-то инструменты для этого есть? Или их много и надо опять же под себя выбирать?

Ю.А.: Я бы не сказала, что есть какие-то инструменты, которые можно взять и применить. Потому что далеко не всем все подходит. Кто-то классно реагирует на какой-то таймер или блокировку телефона: так, в «Инстаграме» я сижу полчаса, у меня стоит уведомление. Когда проходят эти полчаса в «Инстаграме», он показывает: вы сегодня провели в «Инстаграме» полчаса. Значит, все. Пора сворачиваться. То есть я делегирую, по сути, принятие решения, контроль за собой. И это гораздо проще, потому что ресурс на это не надо тратить. Я не пытаюсь помнить, принимать это решение.

Д.Н.: Так что мешает продолжить дальше сидеть? В этом же проблема?

Ю.А.: Ничего абсолютно. Есть более жесткие штуки, когда блокируются приложения, кто-то их специально удаляет и оставляет только веб-версию, в которую сложнее попадать. Например, в институте многие так делали: они просто сносили на время сессии «Инстаграм» и выкидывали пароль. Это довольно жесткий метод.

Д.Н.: Это же беда большая — то, как мы залипаем на абсолютно бессмысленные вещи. Недавно мы с кем-то из друзей пересекались и тоже обсуждали количество прочитанных книг за последнее время. У меня получилось вновь переключиться с соцсетей и прочего на книги. Я накупил бумажных книг специально, чтобы не в телефоне читать — там велик соблазн перепрыгнуть в соцсети или еще куда-то, ролики смотреть. Ты откладываешь телефон подальше, чтобы невозможно было дотянуться, и читаешь книги.

Друг как раз жаловался, что в последнее время мало книг прочитал. Он тоже любил читать. А тут, говорит, обнаружил, что вечер прошел, а он даже не может вспомнить чем занимался в телефоне. Просто два часа из жизни утекло, и ничего не осталось. Поэтому, товарищи дети, понятно, что это бессмысленное увещевание, но, если есть возможность, постарайтесь не привыкать к этой заразе.

Ю.А.: Мне очень помогло осознание (я бы всем ребятам об этом говорила), что приложения устроены так, чтобы вы там залипали. Они не такие милые и не такие безобидные. Вы тратите свое время, а кто-то зарабатывает на этом времени деньги.  Возможно, в детстве это не так критично воспринимается, но меня это очень коробит: почему это на мне кто-то зарабатывает — не хочу. Осознание того, что все построено так, чтобы цеплять и удерживать как можно дольше, тоже так или иначе рождает сопротивление: так-так-так, они хотят, чтобы я тут был, а я вот не буду. Какую-то конфронтацию можно создать.

Д.Н.: Тут вообще должно помочь юношеское чувство протеста. Применяйте его в адрес создателей мусорных приложений и всяких непонятных историй. Это такие же взрослые, против которых можно с таким же удовольствием бунтовать и которым можно доказывать, что вы взрослый и самостоятельный и на эту заразу не поведетесь. Кстати, это очень хороший психологический прием — просто доказать создателям, что вы не такие, как они думали, как они вас прочитали с помощью своих приспособлений. Гаджеты не только мешают. Гаджеты могут помогать. Но множество приложений, пожирающих время, мешают на пути к успеху. Я не отношу к мусорным приложениям те же игры — обучающие и сюжетно интересные. Играть — хорошо, играть в интересные игры на иностранных языках — это полезно, и это может быть частью пути к успеху.

Ю.А.: Согласна. Сейчас, помимо мусорных приложений, много тех, которые действительно чему-то учат, например языкам. Есть игры, которые тебя погружают ненавязчиво в контекст, позволяют мягко войти в какую-то историю, того же изучения языка. Есть много квизов познавательных, рисовательных штуковин, на которых можно видео монтировать, — то есть все то, что развивает в тебе какой-то навык. Гаджет должен быть слугой человека, а не человек должен быть в подчинении у гаджета.  Это важно понять. И тогда все будет хорошо.

Здоровые привычки

Д.Н.: Так, зафиксировали. Давайте еще раз пробежимся: самоорганизация и планирование, сила воли, постоянная проверка «это точно так?» и гаджеты. Вот это то, что у меня пока написано.

Ю.А.: Да. Еще важно здоровье и здоровые привычки. Потому что есть тенденция сидячего образа жизни, общения онлайн. Сейчас так много информации и так много стресса, что про тело нельзя забывать. Оно должно получать свою долю нагрузки, как получает наш мозг, когда мы над чем-то думаем. Тело тоже должно работать: это и прогулки, и хобби, и тренировки. Все это влияет напрямую на уровень энергии. А когда у тебя высокий уровень энергии, то море по колено, особенно в подростковом возрасте.

Д.Н.: Так, прогулки — это обязательно. Все врачи, все исследователи говорят о том, что мы слишком много сидим, мало двигаемся. И речь даже не о физкультуре, спортзалах или тренировках, а просто о банальном движении. Хотя бы час надо гулять, хотя бы час в движении находиться. Я могу поделиться своим рецептом: я аудиокниги полюбил. У меня прогулка — время, когда я могу слушать аудиокнигу. Я не испытываю стресс оттого, что я гуляю и ничего не делаю. Я иду, слушаю книгу и таким образом справляюсь с ощущением, что надо сидеть у компьютера, работать, а я тут разгуливаю по парку.

Ю.А.: Можно слушать не аудиокниги, потому что не всем это подходит, а подкасты. У меня много знакомых, которые слушают подкасты. Для детей и подростков сейчас есть очень интересные подкасты — от «Мела», «Арзамаса», других.

Д.Н.: И на радио «Маяк» есть коллекция подкастов лет за 6 на любой вкус и цвет. Так, здоровье, прогулки свежий воздух — тоже составляющие успешной жизни. И прогулки — это еще прекрасное время, чтобы придумывать, если вы хотите добиться успеха в творческих профессиях, там, где нужно вдохновение. Я выходил на улицу с ноутбуком программировать, чтобы кое-что вспомнить из студенческих времен и вспомнить язык программирования. Я сидел в парке около пруда и именно там вспомнил и решил несколько задач. Спокойно выходите гулять. Придумали что-то, сели, записали и пошли дальше гулять.

Ю.А.: Кстати, есть обоснование, почему у тебя это получилось. Потому что фоновый шум определенной частоты, который бывает в кофейнях коворкингах, на улице, когда машины шумят, но не очень громко, как раз стимулирует мозговую деятельность, которая отвечает за креативность. Этот легкий фоновый шум лучше, чем давящая тишина. Когда я училась в школе, все говорили: так, нужно все выключить, все убрать, сесть в тихой комнате. Это было тяжело. Ты сидишь, тишина на тебя давит, а фоновый шум помогает подумать.

Взаимодействие с другими людьми

Ю.А.: Все мы живем в социуме. И еще один из навыков будущего — коммуникация, взаимодействие с другими людьми. И это совсем не о том, как правильно сказать, чтобы убедить человека в своей правоте, хотя и об этом тоже. Это скорее про какой-то более глубокий уровень понимания, эмоциональный интеллект, про который сейчас так много говорят. Важно видеть на том конце человека, думать про win-win (англ. выиграл — выиграл) — подход, когда каждый остается в выигрыше и находится вариант, который всем интересен. Как объяснить, что ты хочешь? Как правильно конфликтовать?  Это очень сложная история, чтобы не уйти в какой-то негатив и отсутствие конструктива. Все, что связано с общением: как найти с собеседником компромисс, как работать в команде, как с родителями договориться, как выстраивать романтические отношения — это тоже очень сложно. Ребенок в подростковом возрасте сталкивается с таким новым блоком эмоций и чувств, с которым никогда раньше не сталкивался. Ему могут объяснить в теории, как с этим обращаться. И то не всем так везет.

Д.Н.: Но пережить все придется самому.

Ю.А.: Да, придется пережить. Ты сам вступаешь в этот опыт, и очень важно не бояться и понимать, что есть много разных «зарытых» навыков.

Д.Н.: Так, это коммуникации, записали.

Выстраивание личных границ

Ю.А.: Да, это коммуникации. Приведу еще один пример. Я в рамках проекта веду Инстаграм-проект «Чему не учат в школе». Мы проводили вчера прямой эфир, собирали вопросы от родителей. И один из вопросов был такой: «У меня дочка 15 лет, она влюбилась. Все взаимно, все здорово, она счастлива. Но как ей объяснить, что не нужно в эту любовь отправлять все свое время?» Все понятно: первая влюбленность, ничего больше не важно, хочется постоянно быть на связи с человеком, которого ты любишь. Но есть еще учеба, семья. Как выстроить этот баланс? Это тоже очень сложная история.

Д.Н.: Мы всегда говорим, что отказ от чего-то (временный), основанный на силе воли, на том, что ты человек, на том, что ты умеешь управлять собой и своей жизнью, потом дает больше удовольствия. Ситуация, когда вы расстаетесь на какой-то период и занимаетесь своими делами, но потом встречаетесь вновь, приносит гораздо больше удовольствия, чем если бы вы все время находились рядом. Это как раз про баланс. Интересно именно пытаться осознанно расходиться, делать уроки или заниматься своими делами, но потом с большей радостью встречаться вечером и гулять по улицам, взявшись за руки. Да, это важный урок, мне кажется.

Ю.А.: Да, это первый урок здоровых отношений, которые не засасывают тебя полностью, но которые поддерживают и оставляют пространство для того, чтобы заниматься своей жизнью, будь то школа или уже институт в более старшем возрасте. По идее, люди в паре, в отношениях должны становиться сильнее, а не ослаблять друг друга.

Д.Н.: Мы сегодня записали: самоорганизация и планирование, сила воли, которая нужна для того, чтобы договариваться с собой, умение договариваться с окружающими, правильная работа с гаджетами, которые занимают очень большую часть нашей жизни, ответственность за свою жизнь и здоровье. Все это — про умение выстроить личные границы. Если они выстроены правильно, если вы их контролируете, тогда достичь успеха на выбранном пути вам будет легче.

Спасибо, Юля. У нас на связи была руководитель проекта «Чему не учат в школе» Юлия Адамович.

Хотите, чтобы ваш подросток осознанно взрослел, овладевая важными для успешной жизни навыками? Подарите ему «Тренинг по саморазвитию для подростков # 1. Мечтай, планируй, достигай»!

ПОСМОТРЕТЬ КНИГУ

Читать также
Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help-desk@smartreading.ru