«Создав Smart Reading, я будто попал в детский магазин с неограниченным бюджетом»: интервью с издателем Михаилом Ивановым
Поговорили с Михаилом Ивановым, сооснователем издательства «Манн, Иванов и Фарбер», о его проекте Smart Reading. Это издательство, которое специализируется на составлении саммари – краткого содержания полезных книг. Недавно часть библиотеки Smart Reading стала доступна в Storytel и уже успела отлично себя зарекомендовать.
– Как вам пришла идея запустить Smart Reading? В чем главная привлекательность этого проекта для пользователей?
– «Чеши там, где чешется», – было написано в одной хорошей книге. То есть создавай бизнес вокруг потребности, которая есть у тебя. В «Манн, Иванов и Фербер» я издавал много хороших книг и продолжал покупать еще больше, но времени на их чтение у меня не было. В такой же ситуации находятся все современные работающие люди. Недавно я делал исследование, что и как читают руководители компаний. И они читают все меньше. Хорошо сделанное саммари помогает быстро вникнуть в тему. Если его не хватает, то тогда можно уже прочесть всю книгу.
В России Smart Reading помогает получить доступ к саммари на книги, которые еще не изданы на русском языке, а возможно, уже никогда не появятся. Издатели очень консервативно подходят к формированию портфеля. Для них любая новая книга – это инвестиционный проект, только прямые издержки на который составляют 10–12 тысяч долларов и полгода работы. Мы же делаем саммари очень быстро. Почти сразу после выхода интересной нам книги на английском языке. Например, совсем скоро у нас появится новая книга Диамандиса (институт Сингулярности) и книга нынешнего CEO Disney.
– Если саммари сделано хорошо, оно сохраняет ключевые идеи. Саммари всех русскоязычных авторов мы посылаем на утверждение самим авторам. Более того, к нам довольно часто обращаются авторы книг с предложением включить саммари на их книгу в нашу библиотеку.
Мы сделали больше 600 саммари и постоянно улучшаем процесс работы над текстами. Помимо саммари, мы делаем инфографику – графическое выражение идей на одной иллюстрации.
В книге Стивена Кови «Восьмой навык» почти 500 страниц. Как вы думаете, можно ли сократить описание одного навыка до 10 страниц?
Мы же делаем саммари очень быстро. Почти сразу после выхода интересной нам книги на английском языке. Например, совсем скоро у нас появится новая книга Диамандиса (институт Сингулярности) и книга нынешнего CEO Disney.
– Чем вы объясняете такой успех Smart Reading? Вы рассчитывали, что сервис будет пользоваться такой популярностью?
– Что вы, мы еще даже не сделали первый шаг. О Smart Reading знает меньше 1 % тех, кому он был бы полезен.
Мы пришли из издательского бизнеса и сейчас хорошо понимаем, что попали в технологический. 80 % потребления идет через приложения. У нас есть приложение для iOS и Android.
– Кто – и по каким принципам – выбирает книги для Smart Reading?
– Книги выбирает главный редактор. Мы закрываем все интересные новинки и портфель классических бизнес-книг. Из топ-50 Amazon и Оzon раздела нон-фикшен у нас есть почти 80 %.
В МИФе я выбрал более 2 000 книг. Создав Smart Reading, я будто попал в детский магазин с неограниченным бюджетом. Поскольку саммари – это отдельный тип прав, я мог выбирать просто самые интересные книги вне зависимости от того, кто их издал.
– Считается, что пересказ художественного текста – это не очень хорошо: пересказы обычно читают школьники, когда не успевают познакомиться с книгой самостоятельно. Однако с нон-фикшен-литературой, очевидно, другая история. Почему?
– В художественной литературе имеет значение порядок слов. «Я люблю тебя» и «я тебя люблю» может означать разные вещи. В нон-фикшен самое важное – идеи, которые автор пытается донести. Есть замечательный пример. Крис Андерсон, бывший главный редактор журнала Wired, написал статью «Длинный хвост» (The Long Tail), в которой он показывал, что значение хитов в онлайн-торговле сильно снижается. Статья была на 5 страниц. Потом из этой статьи сделали книгу на 500 страниц. Идеи остались ровно те же, но объем увеличился. Мы снова свернули «Хвост» в саммари на 10 страниц.
– Какой сегмент литературы пользуется у вас наибольшим спросом? Это все же бизнес-литература или self-help?
– Самые популярные саммари из разделов саморазвитие и здоровый образ жизни. У мужчин популярно саммари на книгу «Управляй своим Т». Это саммари на книгу очень известного в США доктора, который пишет про тестостерон. Книги, которая легла в основу саммари, нет на русском.
– Вы сейчас живете в США – интересно, а в Америке пользуются успехом подобные пересказы книг? Или это особенность российского рынка?
– Первая компания, делающая саммари на нон-фикшен-книги, появилась в 1978 году. Сейчас на английском языке множество таких сервисов. Я могу назвать не меньше 10.
В Amazon на наиболее популярные книги есть 5–7 саммари как в тексте, так и в аудио. Часть компаний продают только подписку на библиотеку саммари, другие – саммари поштучно.
В художественной литературе имеет значение порядок слов. «Я люблю тебя» и «я тебя люблю» может означать разные вещи. В нон-фикшен самое важное – идеи, которые автор пытается донести.
– Кстати, а в какое время вы сами слушаете книги? Я знаю, что вы увлекаетесь триатлоном, – во время бега любите что-то слушать?
Да, я много слушаю во время бега и за рулем. Иногда, когда делаю что-то по дому и саду. Слушание – вторая активность, которая позволяет делать несложную физическую работу.
Я с большим удовольствием слушаю Storytel, а из музыкальных сервисов – Spotify. Помимо большого каталога, мне ценна рекомендательная система.
Саммари, которые Михаил Иванов советут послушать в первую очередь
- «7 навыков высокоэффективных людей»
- «Богатый папа, бедный папа»
- «Третья волна»
- «Миллион для моей дочери»
Источник: Storytel