Дети дома. 5 книг, чтобы не сойти с ума и улучшить отношения

Согласно распространенному мнению, детский сад и школа (в ее довирусном — очном — виде) необходимы детям, поскольку обеспечивают «социализацию» — навык, который якобы нужно приобрести обязательно в раннем детстве. На самом деле для многих родителей сад и школа — отчасти способ «пристроить» детей на время, чтобы получить возможность заняться своими взрослыми делами — в первую очередь работой. Но за 1,5 месяца, которые наши дети провели дома из-за пандемии, у нас появилась возможность пересмотреть свои взгляды как на необходимость «социализации» в детском саду, так и на школьное образование (обязательно прочитайте саммари книги Дмитрия Чернышева «Вертикальный прогресс» и его интервью создателю Smart Reading Михаилу Иванову).

Но самое главное — локдаун дал нам возможность узнать, какой была бы жизнь, если бы наши дети были всегда с нами — росли и учились дома. Это очень интересный и сложный опыт, ничего подобного с родителями в России не происходило, как минимум, за последние сто лет. И несомненно, это время уроков и открытий, время научиться лучше понимать своих детей, выстраивать с ними добрые и близкие отношения. Мы собрали пять ценных мыслей из книг, которые могут поддержать нас в этот интересный и важный период.

1. Признавать детскую индивидуальность

Януш Корчак «Как любить ребенка»

Самое важное в воспитании — любить ребенка. Главная идея этой книги звучала в теориях многих великих педагогов, однако Януш Корчак подтвердил ее собственной жизнью, добровольно войдя вместе со своими воспитанниками в газовую камеру Треблинки. Книга наполнена мудростью сердца, которая открывает правду о человеке вообще. Каждый ребенок — «не такой, как все». И не такой, как родители, и не такой, каким они хотят его видеть. Именно с признания индивидуальности ребенка и начинается уважение к нему. Каждый раз, когда мы хотим впихнуть в ребенка лишнюю ложку каши, знаний или морали, мы должны вспомнить, что решать ему. Корчак убежден, что ребенок выражает свои желания и нежелания с первого дня жизни, и обязанность родителей — понимать это. Читать саммари

2. Помнить о привязанности

Людмила Петрановская «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»

Каждый младенец на инстинктивном уровне знает правила игры: один, без своего взрослого, который о тебе заботится, ты не жилец. Если родителя рядом нет или он не спешит к тебе, борись, кричи, зови! Если все равно никто не приходит — замри, перестань расти и жди, пока все наладится. Или умри. Лишь в 1950-х годах после доклада английского психоаналитика Джона Боулби право ребенка быть со своим взрослым стало осознаваться наравне с правом на безопасность: родителей стали пускать в детские больницы, сирот — устраивать в приемные семьи, круглосуточные ясли и сады перестали считаться нормой, а отпуск по уходу за ребенком во многих странах удлинился. Если ребенок не уверен в привязанности своего взрослого, он будет снова и снова добиваться подтверждения этой связи — именно это часто становится причиной «испытаний на прочность», которые устраивают нам дети. Причем не только малыши — подростки тоже. Читать саммари

3. Признавать чувства ребенка

Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

«Когда у нас не было детей, мы были очень хорошими родителями» — есть такая известная родительская шутка. Все мы когда-то думали, что никогда не будем кричать на своих детей и обижать их, сможем всегда быть чуткими и понимающими, будем добры и справедливы, но «не позволим детям сесть нам на шею». Но потом появились наши реальные дети — живые, смелые, непосредственные, упрямые и непослушные. Они не хотят спать днем, учить математику и целовать противную родственницу с бородавкой на носу (ну ладно, этого мы от них не требуем, по крайней мере сейчас). Они забывают помыть посуду, увлекаются гаджетами и не любят тихие игры. У них свои интересы и — надо же! — они не совпадают с нашими, что часто приводит к конфликтам, иногда — к постоянным конфликтам, и все они, конечно же, обострились сейчас из-за локдауна. Книга Адель Фабер и Элейн Мазлиш — о принятии чувств ребенка. О том, как важно по-настоящему слышать детей и отказаться от осуждения, обвинений, нотаций и морализаторства — всех тех способов взаимодействия, которые не только не работают, но действительно портят отношения. Читать саммари

4. Избегать стереотипов

По Бронсон, Эшли Мерримен «Мифы воспитания. Наука против интуиции»

Воспитание — сфера, в которой особенно причудливо соединяются безнадежно устаревшие стереотипы и бездоказательные инновации. «Ребенка нужно часто хватить», «Разговоры с детьми о расовых различиях порождают расизм», «Честность нужно воспитывать с малолетства», «Социальные навыки следует развивать в раннем возрасте» — эти и другие «правила», на самом деле, всего лишь стереотипы, которым мы часто следуем, не слишком задумываясь об их ценности. Книга известных американских публицистов По Бронсона и Эшли Мерримен основана на исследованиях, проведенных учеными лучших университетов США с участием педагогов, родителей, руководства школ и, разумеется, большого количества детей. Результаты этих изысканий, изложенные в книге, впечатляют — они демонстрируют, как много шаблонов, принимаемых нами за истину в первой инстанции, оказываются неверными. Читать саммари

5. Обучать с подкреплением

Карен Прайор «Не рычите на собаку: Новое искусство обучения»

Эта книга совершила настоящий переворот в биологии и психологии в 1980-х. Карен Прайор не просто выдвинула, но и успешно доказала гипотезу о том, что дрессировать можно любое живое существо, от примитивного морского гребешка до высокоинтеллектуального академика с IQ, как у Эйнштейна. Несложные принципы обучения с подкреплением доказали свою эффективность на спортивных тренировках, репетициях театральных трупп, в общеобразовательных школах и в семейном воспитании. Принципы обучения с подкреплением полезны и в воспитании детей, и в самообразовании. Конечно, обучение с подкреплением — не панацея от всех жизненных неприятностей. Оно не решает медицинские, генетические и глубокие психологические проблемы. Но помогает эффективно формировать нужные навыки, отвыкать от вредных привычек и налаживать отношения с окружающими. Карен Прайор уверена: человек, который умеет дрессировать животных, прекрасно справится и с детьми. У всех ее знакомых дрессировщиков дельфинов очень милые и воспитанные дети. Читать саммари

Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help-desk@smartreading.ru