Чтение 2.0. Книжный градус
Книжный эксперт Smart Reading Сергей Оробий погрузился в сложную тему сходства чтения и алкоголя, не теряя при этом ясного ума.
Послушать пост:
«Привет, меня зовут Сергей Оробий, и я литературный критик!». Звучит как приветствие на собрании Анонимных алкоголиков, и недаром. У чтения и алкоголя больше общего, чем кажется. И то, и другое занятие бывает запойным и отключает человека от реальности. И в обоих случаях важно знать меру.
Еще алкоголь — смазка для сюжета. Нечистая сила в булгаковском «Мастере и Маргарите» смакует коньяк и вино, при этом зная толк в закуске, петербуржцы Достоевского спиваются, забывая про закуску вовсе (мало что в русской словесности так неаппетитно, как описание еды в романах Достоевского). Роман «Преступление и наказание», кстати, в черновиках назывался «Пьяненькие». Сергей Есенин, уступающий народную славу только Пушкину, сделал алкоголизм лирической темой: у Александра Сергеевича в «Евгении Онегине» веселые «шипенье пенистых бокалов» и «пунша пламень голубой», у Сергея Александровича в поэме «Черный человек» — тяжелые алкогольные видения.
Утонченно-хулиганскую поэму Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» или трагикомические рассказы Сергея Довлатова непредставимы вне алкогольного контекста и подспудно внушают читателю опасную мысль: не только поэт в России больше, чем поэт, но и пьяница больше, чем пьяница — остроумнее, духовнее. Довлатов говорил, что у него четыре профессии: литература, газета, семья и алкоголизм. Все это успешно работает на миф о пьянстве как русской национальной черте.
Давным-давно став частью досуга, алкоголь пропитал повседневную жизнь и тех, кто капли в рот не берет. По бокалам можно разлить даже мировую историю, как это сделал журналист Том Стендейдж в книге «История мира в шести бокалах». В трёх из них плещется крепкое: у шумеров — пиво, у древних греков — вино, у английских пиратов — ром.
Разбавляя весельем сюжет, алкоголь, увы, отравляет жизнь авторам и не только им. К счастью, у тех, кто не нашел в себе сил остановиться, всегда есть шанс. Можно следовать проверенной методике психолога Роя Эскапы, парадоксальная суть которой отражена в названии его книги «Пить, чтобы бросить пить». Можно обратиться к трансцендентальной медитации, чье благотворное влияние подтверждается медиками. При этом важно помнить про особенность нашего самоконтроля: чем сильнее сопротивляешься искушениям, тем сильнее оказываешься им подвержен. Управлять волей отлично помогают признанные во всем мире методики Роя Баумайстера и Келли Макгонигал.
Словом, хорошо, когда рядом есть трезвомыслящий советчик.