Чтение 2.0. Доверчивость или доверие?

Книжный эксперт Smart Reading Сергей Оробий задается двумя обманчиво похожими вопросами, ответить на которые стоит как можно быстрее каждому из нас.

Когда в дверь дома стучит 14-летняя девочка, мало кто чувствует подвох. Тем более если девочка говорит, что хочет задать несколько вопросов в связи со своим школьным проектом.

Дело было в штате Айдахо в 1997 году. Натан Зохнер стучалась в дома американцев и рассказывала им про опаснейший химикат дигидроген моноксид. Список свойств химиката впечатлял. Он содержится везде — от еды до ядерных реакторов. Контакт с ним может спровоцировать сильнейшие ожоги. При этом он вызывает серьезную зависимость: человек погибнет, не получив новую дозу в течение 3–4 дней.

«Его нужно немедленно запретить, — заявляла девочка. — Вы согласны поставить подпись под ходатайством о повсеместном запрете дигидрогена моноксида?»

А вы бы поставили подпись, дорогой читатель?

Натан нисколько не обманывала американцев. Она действительно работала над школьным проектом. Все свойства химиката, перечисленные ею, реальны. Он в самом деле может быть смертельно опасен. Однако дигидроген моноксид — это обычная вода.

А тема школьного проекта Натан была такой — «Насколько мы доверчивы?».

Доверчивость — сложное явление. Тут как с дигидрогеном моноксидом: все дело в дозировке. Чрезмерная доверчивость граничит с наивностью. В последние годы появляется все больше книг о критическом и системном мышлении. Но, судя по всему, много их не бывает. В библиотеке Smart Reading 80+ саммари — о системном мышлении. Рекомендую начать с признанных хитов — «Искусства ясно мыслить» Рольфа Добелли и «Книги эффективных решений» Питера Холлинса.

Но одно дело — доверчивость, и совсем другое — доверие. Доверие не инстинктивно, не возникает само собой. Лучшая «пища» для доверия — факты.

  • Доверие — неотъемлемый компонент счастливых и долгих отношений. Замечено, что люди, не доверявшие своему партнеру и не скрывавшие этого, начинали страдать проблемами с памятью куда раньше, чем те, кто доверял друг другу.

Фаулер приводит такой пример. Спортивные психологи давно заметили, что подростки, которых тренеры всячески подбадривают, достигают на соревнованиях невысоких результатов и доверяют тренерам меньше. Почему? По-настоящему нас мотивируют только внутренние стимулы, не внешние. Однако полное отсутствие доверия к тренеру (или к боссу) и внутренние стимулы сводит на нет.

Насколько мы доверчивы? Насколько мы доверяем тем, кому стоит доверять? Вот вопросы, ответы на которые лучше искать не откладывая.

Читать также
Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help-desk@smartreading.ru