Чтение 2.0. Чек-лист цифровой диеты

Книжный эксперт Smart Reading Сергей Оробий предлагает три вопроса, которые помогут скорректировать медиадиету.

Все знают, в чем суть правильного питания: побольше растений, поменьше сахара. Но, как предупреждает Билл Брайсон, автор прекрасной книги «Тело. Путеводитель для владельцев», несмотря на осведомленность, мы все имеем подсознательную склонность к вредной еде

Брайсон приводит в пример такой эксперимент: в кафетерии одного американского университета каждый день подавали одну и ту же вареную морковь, но называли ее по-разному, подчеркивая те или иные свойства продукта: в меню либо указывали, что она с низким содержанием натрия, либо писали, что она глазированная. Результат? «Студенты разбирали на 25% больше глазированной моркови, в названии которой был намек на сахар».

Наши отношения с пищей духовной подвержены тем же заблуждениям. Но их легко обойти, если задать себе правильные вопросы.

1. Насколько ваши личные новости пересекаются с ежедневными известиями СМИ?

Как-то в блоге мы рассказывали про швейцарского бизнесмена и писателя Рольфа Добелли, который радикально пересмотрел свои отношения с новостями — он вообще перестал их читать. Добелли задается вопросом о релевантности новостей:

«Если бы мне захотелось издавать личные „Новости дня“, что бы я стал печатать? Отчет о ситуации в моей семье? Чем занимаются дети? Какое настроение у моей жены? Отчет о самочувствии моей больной тети? Проект ремонта на кухне? Расписание на отпуск? Будет ли такое издание моих личных „Новостей дня“ востребованным? Разумеется нет. То, что важно для меня, имеет мало общего с тем, что важно для других. Не говоря о релевантном в мире глобальных новостей. Большинство людей тем не менее исходят из того, что так называемые всемирные новости важны для всех. Это заблуждение».

Добелли напоминает про концепцию легендарного инвестора Уоррена Баффета о круге компетенции. У каждого этот круг свой, внутри него мы мастера и профессионалы, и важно знать границы своей компетенции. «Каждый час, инвестированный внутри своего круга компетенции, в тысячу раз дороже часа, потраченного на то, что находится за его пределами».

2. Готовы ли вы на «бесплатную» сделку?

Юваль Харари как-то предложил провести мысленный эксперимент. Предположим, некий богач предлагает вам такую сделку: «Плачу тебе $30 в месяц, а взамен ты позволишь промывать себе мозги по часу в день, утверждая в твоей голове угодные мне пристрастия». Согласились бы вы?

А вот другое предложение: «Ты позволишь промывать себе мозги по часу в день, а я не возьму с тебя денег за услуги». Так и происходит (без знака вопроса), констатирует Харари. Бесплатных услуг не существует, важно лишь понимать, кто именно и за что платит.

3. Кому вы готовы доплачивать за то, чтобы он писал еще?

Из всех источников ценной информации книги — самый недооцененный. Мы привыкли воспринимать их как должное. Однако вдумайтесь: не самые глупые представители вида Homo sapiens долгое время, иногда годами и десятилетиями, размышляют над какой-то проблемой, потом стараются изложить свои мысли по этому поводу наиболее понятным и увлекательным образом…

А у нас, читателей, есть возможность познакомиться с результатом их рассуждений всего за пару часов (а в случае с саммари и за несколько минут). В пересчете на потраченное время и тем более деньги их знания достаются нам с огромной скидкой.

К тому же далеко не у всех есть возможность поговорить с Рэем Далио о его жизненных принципах, спросить Билла Гейтса, что он думает о глобальном потеплении, и тем более поучаствовать в диалоге французского философа Дени Дидро с императрицей Екатериной II. Но вот же они, на расстоянии одного клика!

Читать также
Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help-desk@smartreading.ru