Чему не учат в школе. 4 способа договориться с внутренним критиком

Почему внутренний критик нам не друг, что с ним делать и как поддержать себя? Делимся с вами главой из новой книги для детей и взрослых «Я чувствую... Что? Гид по эмоциональному интеллекту в инфографике», продолжающей серию «Чему не учат в школе».


Послушать пост:


Вредный критик и добрый болельщик

Прислушайтесь к себе: что говорит ваш внутренний голос? Он демотивирует или поддерживает? Внутри каждого из нас живут два персонажа — добрый болельщик и злобный критик. Первый готов прийти на помощь в трудную минуту, второй только добавляет отчаяния.

Если ничего не делать, мы всегда будем слышать только одного из них, и чаще всего это будет критик. Но если подружиться с собой, оба голоса станут нашими помощниками в жизни.

Никто так не уязвим перед внутренним критиком, как подростки. Они склонны к самобичеванию намного сильнее, чем взрослые. Если ваш подросток часто обвиняет и критикует себя — обязательно покажите ему 4 способа победить критика — они ниже.

Вредный критик постоянно недоволен.  Он замечает малейшие ошибки, недостатки, все время сравнивает нас с другими, и сравнение никогда не бывает в нашу пользу.

«Опрокинул кофе? Все люди как люди, а ты ничего не можешь нормально сделать!»

Многие думают, что внутренний критик помогает увидеть свои недостатки и исправить ситуацию. На самом деле, это не так. Исследования показывают, что:

  • чем сильнее люди себя критикуют, тем медленнее они движутся к цели;
  • люди, ругающие себя за ошибки, чаще повторяют эти ошибки в будущем.

Вместо критика нам нужен внутренний болельщик — дружеский голос поддержки, который не обвиняет, а помогает собраться с силами и снова поверить в себя. Он не имеет ничего общего с лестью и не пытается скрыть от нас наши недостатки. Он лишь говорит, что неприятности бывают у каждого и мы вполне способны справиться с ними.

«Опрокинул кофе? Ничего, зато успел сделать целых два глотка».

Что делать с критиком?

  1. Подумайте, чей голос звучит у вас в голове, когда вы ругаете себя. Может, так говорил ваш школьный учитель? Или кто-то из родных? Обычно голос критика похож на голос важного для вас человека. Как только вы поймете, кто это, вы сможете отделить голос этого человека от себя самого и перестать говорить с собой его словами.
  2. Слова внутреннего критика — истина в последней инстанции? Его замечания не подлежат сомнению? Попробуйте критически (простите за тавтологию) отнестись к тому, что говорит внутренний критик, и не воспринимать его «мнение» как безусловно верное.
  3. Критик говорит что-то грубое и оскорбительное? Смело выключайте его микрофон. В таких неконструктивных замечаниях нет никакой ценности.
  4. Чтобы отделиться от голоса критика, чаще занимайте позицию наблюдателя. Спрашивайте себя: «Что вызвало эту мысль? К каким эмоциям эта мысль ведет? Хочу ли я так думать и ощущать себя?»

Как усилить голос болельщика?

Болельщик говорит голосами тех, кто нас любит.  Если нам не хватает поддержки и ободрения, достаточно представить, что сказали бы нам близкие люди в этой ситуации, какие слова они бы для нас нашли. Еще один способ — представить себя в роли того друга, который нам сейчас так нужен. И произнести все то, что нам сейчас важно услышать. Ведь, на самом деле, для каждого человека самый надежный и добрый друг — он сам.

Тема внутреннего критика и болельщика — лишь одна из 37 тем, вошедших в книгу «Я чувствую... Что?».

Мы собрали в книге все, что нужно знать о чувствах и о том, как с ними жить.

  • Как понять свои чувства?
  • Что с ними делать?
  • Как ими делиться?
  • Как строить отношения, не обижая и не обижаясь?
  • Стоит ли выражать злость?
  • Где находятся источники радости и счастья?
  • Что такое любовь к себе и как ее растить?

Полистать и купить новинку можно на «Озоне». Там же можно заказать и рабочую тетрадь для проживания своих чувств, которая станет отличным дополнением к книге.

Купить на «Озоне»

Читать также
Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help-desk@smartreading.ru